главная о нас маршруты услуги обратная связь фотогалерея контакты
Поездка на Mitsubishi Pajero :: Горный Тянь-Шань
Орнитологическая экспедиция. Южный Казахстан - Кыргызстан.
Весна - лето 2010 года.

Летом 2009 года я работал водителем с французско-бельгиской экспедицией на Центральном Тянь-Шане в Кыргызстане. Целью экспедиции было изучение среды обитания снежного барса. Исследования проходили на территории Сарычат-Эрташского заповедника. Среди исследователей был бельгийский орнитолог Мишель, с которым мы познакомились, подружились и в течение года вели переписку о сезоне 2010 года. Мишель предложил совершить орнитологические исследования южного Казахстана и Кыргызстана с целью привлечения в эти регионы группы орнитологических туристов.

Одной из задач этой экспедиции были поиски серпоклюва. Серпоклюв - водится высоко в горах Средней и Центральной Азии. Это довольно крупный кулик с длинным, тонким дугообразно загнутым вниз клювом ярко-красного цвета. Эта птица стала символом и логотипом нашей экспедиции, ее изображение было нанесено на борта машины.

Мы встретились на границе Белоруссии и Польши в Бресте 5 мая. Эта дата была началом нашего долгого путешествия. На удивление моего спутника совершенно не интересовали города и архитектура, памятники и достопримечательности, он стремился как можно быстрее попасть в Казахстан в южную его часть, а после как можно быстрее в Киргизию на поиски серпоклюва.
     Не буду углубляться в подробности описания дороги, прохождение границ, как мы прошли Казахстан-Киргизию, хотя граница была закрыта, все это может вылиться в отдельный рассказ.

Посреди хризантем
     журавли выступают четою,
     как цветы, белы и чисты...
                    Мидзухара Сюоси

Эти, правда, серы, а не белы, но очень красивы. В Казахстане в Семиозерье мы наблюдали за семейством серых журавлей, за брачными играми и ухаживаниями самца.

В дороге часто слушали романсы, это очень радовало Мишеля. Я переводил ему примерный смысл песен. Одной из любимых песен стала "Дорогой длинною" в исполнении Анатолия Шамардина. Замечательные песни для длинных казахстанских дорог.
     Не доезжая Алма-Аты, на дороге заметил камень, пропустил его между колесами, и только проехав метров 500, понял, что это живой камень. Сообразил, что это, скорее всего черепаха. Развернул машину, и поехал по встречной полосе, благо, что трафик машин на этих дорогах небольшой. Через какое-то время увидел черепаху. Мы ее отправили подальше от дороги на обочину, но где вероятность того, что она не вернется на трассу и не погибнет под колесами.

В окрестностях Алма-Аты мы посетили, высокогорный каток Медео и горнолыжный курорт Чимбулак. В мае месяце погода в горах неустойчивая, снег, дождь, снег, дождь, в городе жара, а чуть повыше все склоны усыпаны снегом, красиво как в сказке.
     Казахстана и Кыргызстана мы решили проходить не через центральный пост рядом с Бишкеком, а через Кегень, желая по дороге посетить Шарынский каньон и Кольсайские озера.

В 200 километрах от Алма-Аты мы без труда нашли дорогу к Шарынскому каньону. Познакомились с егерем и договорились переночевать на дне каньона. Место нашей ночевки называется "Долиной замков". Егерь оказался добродушным дядечкой, занимался соколиной охотой, был признанным беркучи Казахстана. Оставляя нас в ночи, он так, между прочим, предупредил нас, что сейчас по весне очень много скорпионов, фаланг, каракуртов и змей, будьте осторожны, сел в машину и красные огоньки Нивы скрылись в долине. А я так и стоял, замерев на месте лихорадочно соображая, где же налобный фонарик.

Шарынский каньон - одно из самых экзотических мест в Казахстане. Уникальные формы размыва и выветривания рельефа образуют сказочный, нереальный мир причудливых скульптур из песчаника в виде изолированных гор, столбов, башен, часовен.

Ворота любви. По словам егеря, проезжая или проходя через эти ворота в первый раз нужно загадать желание, которое обязательно сбудется. Да, кстати, на своем УАЗке, на 33 катках и с экспедиционным багажником, я бы через эти ворота не проехал.

Существует легенда о происхождении Шарынского каньона: "Посередине обширной Жаланашской долины всемогущий Бог, проезжая на своей колеснице, обронил одну из своих огненных стрел. Она, упав на землю, расколола её на две части, обнажив нервы и вены, пролегающие в глубине земной коры".

Длина Шарынского каньона около 100-120 км, ширина сильно варьируется, глубина же достигает 300 метров, а размеры "Долины замков" 3 км в длину, ширина от 20 до 130 метров, глубина до 100 метров. Шарынский каньон часто сравнивают с "Гранд каньоном" на реке Колорадо в Северной Америке. Ландшафты имеют внешнюю схожесть, но каньон в Северной Америке имеет длину 800 км при глубине от 1200 до 1800 метров, но меньший брат ничем не уступает по своей красоте и привлекательности.

По дороге из Шарынского каньона мы решили посетить Кольсайские озера. Они находятся в одноименном ущелье хребта Кунгей Алатоо в 330 км. от Алма-Аты. Это система трех озер находящихся на разном уровне высот. Мы посетили нижний Кольсай, который находится на высоте 1818 м.

Красота озера поражает и завораживает, горные озера имеют удивительное свойство менять цвет, вот оно было изумрудно-зеленым, а пройдя небольшое расстояние и взглянув под другим углом, оно уже темно-синее и кажется абсолютно бездонным.

Озеро конечно не бездонное, его глубина составляет 80 м., ширина 400 м., а в длину 1 км. На берегу озера, на возвышенности расположены коттеджи для отдыха туристов, для желающих есть оборудованные места для палаток. Мы с Мишелем после пары дней в палатках решили остановиться в домике, тем более что туристический сезон еще не начался, и цены были приемлемы.

Отдохнув на Кольсае, мы держим свой путь в сторону границы Казахстана и Киргизии, граница находится в районе поселка Кегень и у нас целый день свободного времени для осмотра достопримечательностей, а точнее для поиска новых птиц.

Я потихоньку приобщаюсь к орнитологии. Мне нравится наблюдать за поведением птиц, но рассказать о них я ничего не смогу, ибо я был просто наблюдателем. Я даже не знаю названий многих птиц, потому что Мишель называл их либо на французском, либо на английском. Иногда я улавливал какое-то движение и указывал Мишелю, он восхищался моей наблюдательностью, говорил, что я скоро стану орнитологом, но все это были шутки. Когда я спросил его, сколько лет он занимается орнитологией, он ответил 40 лет.

В Кегене нас остановили для проверки документов, оказалось, что у нас отсутствует регистрация. Часа полтора мы провели в местном отделении милиции, решая проблему, и чем нас только не пугали, но в итоге все разрешилось благополучно, небольшой штраф, пару презентов и мы свободны. Одно неприятное обстоятельство привело к другому хорошему. Там же в отделении я познакомился с местными пограничниками, которые обещали помочь с прохождением границы и не препятствовать, но предупредили, а точнее пошутили, что если киргизская сторона "ворота" не откроет и не примет, то мы будем жить на нейтральной полосе.
     Границу мы прошли в ночь с 19 на 20 мая, хотя официально она была закрыта. Пограничники обеих сторон вошли в наше положение. Наконец-то мы в Кыргызстане, для меня это вторая Родина, а дома как говорится и стены помогают. В час ночи мы постучались в ворота отеля Туркестан в Караколе. Электричества в отеле нет уже несколько дней, но мы были рады любому ночлегу. В связи с тем, что проблемы с электричеством не были решены с утра мы переехали в отель Неофит. Два дня отдыхали, встречались с многочисленными друзьями, обсуждали дальнейшие планы и маршруты нашей экспедиции, вкушали шашлыки и прочие вкусности восточной кухни.

По совету нашего друга Александра Верещагина, замдиректора Сарычат-Эрташского заповедника мы поехали в ущелье Тургень-Ак-Суу на поиски серпоклюва. Это ущелье одно из самых любимых мною ущелий в Кыргызстане. С ним связаны бесконечные поездки на ледник Иныльчек, дорога, ведущая к перевалу Чон-Ашу, для меня она близка и тем, что мой дядя строил эту дорогу.

В ущелье Тургень-Ак-Суу мы нашли 2 семьи серпоклюва. Мишель с его опытом и наблюдательностью, увидел какое-то серое пятно у реки, попросил остановить машину, вышел с биноклем и, вернувшись через какое-то время сбивчиво, на смеси английского и французского, эмоционально жестикулируя, что-то говорил про серпоклюва, победу и коньяк.

Одним из возможных мест обитания серпоклюва и большого количества других птиц мы посчитали озеро Сон-Куль. В район Сон-Куля мы добрались к 12 часам ночи, но не доезжая до озера несколько километров мы встали под перевалом, дорога была перекрыта двумя лавинами. Первую лавину мы кое-как проехали, а на второй встали, пришлось разворачиваться по ночи на узкой дорожке и спускаться вниз.

Развернувшись, спустились к озеру Иссык-Куль, переночевали, а рано утром поехали в район затонов наблюдать за птицами. Пока Мишель бегал вокруг озер и наблюдал за птицами, я готовил завтрак и фотографировал местные красоты. По словам Мишеля, в этом районе он насчитал порядка 30 видов птиц.

За эту поездку я четыре раза поднимался на перевал Чон-Ашу и четыре раза стоял под перевалом в ожидании, когда расчистят дорогу, лавины одна за другой и снег сыплет не переставая.
     По данным МЧС Кыргызстана самыми лавиноопасными являются трасса Бишкек - Ош, Ала-Бука - Каныш-Кия, Каракол - Иныльчек, Бишкек - Нарын - Казарман, Ош - Хорог.

До конца июня лавины и эдакие снегокилометры, проезжаешь по расчищенной дороге как в тоннеле, снежные стены которого выше машины на 50-70 сантиметров. В очередную поездку, только проехали самый опасный участок дороги, как за нами сошла еще одна лавина, легкий мандраж и тишина, повисшая в машине, подгоняли быстрее вниз, где можно будет снять напряжение.

Спустившись с перевала Чон-Ашу попадаем в долину реки Оттук, которая впадает в реку Сары-Джаз, одну из самых известных рек в Кыргызстане.

150км от города Каракол и мы в поселке Иныльчек. Сейчас поселок Иныльчек представляет собой прекрасные декорации для съемок картины о гибели цивилизации, например, снять фильм Сталкер. Когда-то при Союзе здесь был горно-обогатительный комбинат, со своей инфраструкторой, магазинами детскими садами, школой, проживало около десяти тысяч человек, а сейчас 30 семей, которые занимаются только скотоводством.

Мы исколесили практически все ущелья на территории Терсей-Алатоо и не видели повторяющихся пейзажей, каждое ущелье отличается друг от друга. Лучше гор могут быть только горы, а жемчужиной Кыргызстана является озеро Иссык-Куль.